КУРСЫ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ
Модуль 1. Звук (звукоинженер)
Курс доступен: в школах «Я творю на Гагарина!» и «Я творю на Большевиков!». |
№ | Часов | Теория | Практика |
1 | 5,5 | Формы представления звуковых и музыкальных объектов | Вывод физического, физиологического, информационного и музыкального определений звука, анализ материальных, текстовых и графических форм представления звука и музыки |
2 | 5 | Физика звука (волновая природа звуковой волны) | Лабораторные эксперименты с волновыми явлениями, экспериментальное предсказание звучания объекта по различным параметрам |
3 | 7,5 | Математика звука (основы спектрального анализа и модуляция) | Анализ графиков спектра и спектрограмм шумов и музыкальных звуков (инструментальных), экспериментальный аддитивный и модуляционный синтез |
4 | 11,25 | Физиология звука (речь и вокал, восприятие звука и основы психоакустики, профессиональная техника безопасности) | Наблюдение за процессом звукоизвлечения, анализ вокальных и вокально-инструментальных спектрограмм, эксперименты по восприятию звуков различного спектрального состава |
5 | 30 | Синтез и обработка звука (частотные, динамические и временные преобразования, спецэффекты) | Экспериментальный звуковой дизайн, применение вокодера, частотные преобразования (эквализация), динамические преобразования (фэйдинг, шумоподавление, компрессия, нормализация, редактирование огибающей), обработка процессорами спецэффектов (искажение и др.), временные преобразования (изменение скорости воспроизведения, реверс, задержка, реверберация – в т.ч. свёрточная) звучания отдельных инструментов, шумов, вокала |
6 | 6,75 | Запись и оцифровка звука (аналоговая звукозапись и оцифровка, рекордеры и носители, Wave PCM и ΣΔ, цифровые искажения) | Практикум по математическим основам аналого-цифрового преобразования (базовые многоразрядные и предсказывающие методы) |
7 | 18,75 | Системы воспроизведения и записи звука, помещения для звукозаписи | Подбор и монтаж акустических систем различных архитектур, подбор микрофонов и запись звучания отдельных инструментов, шумов, вокала |
8 | 11,25 | Архитектура звуковых систем (звуковой тракт) | Коммутирование и маршрутизация сигналов от приёмников к системам записи и воспроизведения посредством микшерного пульта, запись для зачётного проекта, концертный и/или студийный практикум |
96 |
Программа составлена к.п.н. Кибиткиной Э.В.
Целевая аудитория: слушатели от 16 лет, интересующиеся акустикой, физикой звука, звукорежиссурой и мультимедиа; музыкальное образование не требуется.
Система оценивания:
- теория – по результатам текущих тестирований;
- практика – по коллективной оценке зачётного проекта преподавателем и одногруппниками на презентации в классе.
Зачётный проект: организация цифровой записи в режиме реального времени живой вокальной партии и двухканальной готовой фонограммы (минуса), обработка (мастеринг) записанного фрагмента.
Специализация выпускника: звукоинженер, ассистент звукорежиссёра.
Отвечаем на вопросы:
- Что такое звук в природе, как он появляется, распространяется и почему затухает?
- Как и почему человек создаёт и воспринимает звуковую информацию?
- В чём и почему заключается профессиональная техника безопасности?
- Какими объективными и субъективными свойствами обладает звук?
- Как, с помощью чего и зачем анализировать звуковую информацию?
- Что такое звуковой синтез и звуковой дизайн и как его реализовывать?
- Как, чем и зачем обрабатывается звук?
- Как, чем и где производится звукозапись?
- Как сохраняется звук в аналоговой и цифровой форме?
- Что такое звуковой тракт, как его построить и контролировать в студии и на концерте?
Решаем практические задачи:
- Достижение чёткого понимания механизмов поведения звука в физических средах и особенностей его восприятия человеком как основы для создания виртуального звукового образа – через лабораторные эксперименты и практический анализ сигналограмм, графиков спектра и спектрограмм.
- Экспериментальный аддитивный, субтрактивный и модуляционный синтез, звуковой дизайн, применение вокодера.
- Частотные преобразования (эквализация), динамические преобразования (фэйдинг, шумоподавление, компрессия, нормализация, редактирование огибающей), обработка процессорами спецэффектов (искажение и др.), временные преобразования (изменение скорости воспроизведения, реверс, задержка, реверберация – в т.ч. свёрточная) звучания отдельных инструментов, шумов, вокала.
- Практическое моделирование аналого-цифрового преобразования (многоразрядные методы и предсказывающие методы).
- Изучение особенностей акустических систем различных архитектур.
- Подбор микрофонов и запись звучания отдельных инструментов, шумов, вокала.
- Построение и контроль звукового тракта: коммутирование и маршрутизация сигналов от приёмников к системам записи и воспроизведения посредством микшерного пульта.
- Практическая звукозапись для зачётного проекта, а также на концертном и/или студийном практикуме.
Для записи на курсы звукорежиссуры нажмите «ЗАПИСАТЬСЯ» и выберите удобный день и время бесплатного пробного занятия.
Модуль 2. Музыка (студийный, концертный звукорежиссёр)
Курс доступен: в школах «Я творю на Гагарина!» и «Я творю на Большевиков!». |
№ | Часов | Теория | Практика |
1 | 7,5 | Основы музыкальной теории: вертикаль (звуковысотные отношения, созвучия, современная западная музыкальная система и её нотация) | Экспериментальное изучение различных музыкальных систем, аналитическое прослушивание произведений, использующих различные звуковые системы (этническая, национальная, традиционная академическая и народная музыка) |
2 | 7,5 | Основы музыкальной теории: горизонталь (ритмическая структура музыки, основные музыкальные формы, редакторы ритмических рисунков) | Базовое освоение музыкальной нотации, элементы исполнительства на перкуссионных инструментах, работа с ритмическими рисунками посредством редактора ритмических рисунков, аналитическое прослушивание музыкальных произведений в различных темпах, с выраженной ритмической составляющей |
3 | 10,5 | Основы гармонии (развитие музыкальной вертикали и горизонтали, базовые понятия гармонии, мелодия и её связь с поэтическим текстом, нотные редакторы) | Анализ звучания различных ладов и тональностей, элементы композиции (с применением клавишного инструмента), аналитическое прослушивание классических произведений различной фактуры, применение нотного редактора. |
4 | 6,75 | Основы ансамблевого музыкального творчества (типы инструментальных и вокальных ансамблей, оркестровка и аранжировка современных произведений) | Анализ группировки и позиционирования источников звука в различных видах ансамблей, многоканальная запись с использованием цифровых секвенсеров и виртуальных студий, элементы аранжировки с использованием цифровых средств, в т.ч. музыкальных конструкторов, аналитическое прослушивание академических и популярных музыкальных произведений в исполнении моно- и политембровых ансамблей |
5 | 7,5 | Музыкальная звукозапись: подготовка (организация рабочего места и процесса, студийный комплекс) | Разработка шаблонов студийной документации, анализ методов отбора и структурирования инструментария, построения студийного комплекса, изучение применяемых аппаратных и программных технологий |
6 | 56,25 | Музыкальная звукозапись: осуществление и завершение (источники звука и объёмная акустическая картина, школы, техники и методы сведения, формирование музыкального художественного образа, основы мастеринга, анализ фонограммы, продюссирование музыкального проекта) | Сведение в цифровых студиях звукозаписи, работа над целостной многоплановой звуковой картиной, моделирование акустического пространства, эксперименты по стереозаписи, аналитическое прослушивание музыкальных произведений с различным уровнем качества сведения и объёмности картины, поиск ошибок и путей их исправления, слуховой и визуальный анализ произведения, создание мастер-трека, аналитическое прослушивание и конструктивная критика работ одногруппников, студийный и концертный мастер-классы |
96 |
Программа составлена к.п.н. Кибиткиной Э.В.
Целевая аудитория: слушатели от 16 лет, интересующиеся музыкальной звукорежиссурой, студийной и концертной звукозаписью.
Система оценивания:
- теория – по результатам текущих тестирований;
- практика – по коллективной оценке зачётного проекта преподавателем и одногруппниками на презентации в классе;
- общая оценка выносится экзаменационной комиссией.
Зачётный проект: сведение, мастеринг и публичное воспроизведение многоканального трека (жанр произвольный, исполнители – на усмотрение испытуемого, результат – стереозапись), включающего следующие партии:
- (1) минимум одну вокальную или инструментальную солирующую,
- (2) минимум одну акустическую или электроакустическую сопровождающую,
- (3) минимум одну электронную (ведущую или пэд),
- (4) акустическую ритмическую (минимум один живой или сэмплированный акустический ударный инструмент).
Отвечаем на вопросы:
- Что такое музыка, и из каких элементов она состоит?
- Что такое авторская художественная идея и почему её вычленение или формулирование важно для звукорежиссёрского творчества?
- Где в музыке объективное и субъективное, и как их соотношение влияет на работу звукорежиссёра над фонограммой?
- В чём разница между различными музыкальными жанрами западной традиции, и чем эта традиция отличается от музыкального творчества других культур?
- Что такое музыкальный ансамбль, и почему знание о различных типах ансамблей важно для звукорежиссёра?
- Как организовать продуктивное рабочее пространство и эффективный рабочий процесс?
- Как построить эскиз виртуальной акустической картины?
- Какие существуют школы и техники звукозаписи и сведения, и в чём их достоинства и недостатки?
- Как осуществить многоканальную звукозапись и сведение многоканальной музыкальной фонограммы в соответствии с эскизом виртуальной акустической картины?
- Что такое музыкальное продюсирование, в чём его цели и задачи?
Решаем практические задачи:
- Экспериментальное изучение различных музыкальных систем через аналитическое прослушивание произведений, использующих различные звуковые системы (этническая, национальная, традиционная академическая и народная музыка).
- Базовое освоение музыкальной нотации.
- Экспериментальное изучение ритмической составляющей в музыке через аналитическое прослушивание музыкальных произведений в различных темпах и жанрах.
- Создание ритмических рисунков посредством редактора ритмических рисунков.
- Экспериментальный анализ звучания различных ладов и тональностей и освоение базовых элементов композиции на клавишном инструменте.
- Экспериментальный анализ музыкальной фактуры в академической музыке через аналитическое прослушивание.
- Экспериментальный анализ группировки и позиционирования источников звука в различных видах ансамблей через аналитическое прослушивание академических и популярных музыкальных произведений в исполнении моно- и политембровых ансамблей.
- Многоканальная запись с использованием цифровой студии звукозаписи.
- Разработка шаблонов студийной документации.
- Анализ методов отбора и структурирования инструментария, построения студийного комплекса, изучение применяемых в студии и на концерте аппаратных и программных технологий.
- Эксперименты по стереозаписи.
- Экспериментальный анализ качества сведения и объёмности картины, поиск ошибок и путей их исправления в процессе аналитического прослушивания музыкальных произведений.
- Практический слуховой и визуальный анализ произведения.
- Сведение в цифровых студиях звукозаписи, работа над целостной многоплановой виртуальной акустической картиной.
- Мастеринг сведённой фонограммы.
- Аналитическое прослушивание и конструктивная критика работ одногруппников.
- Изучение практических методов работы на студийных и/или концертных мастер-классах.
Для записи на курсы музыкальной звукорежиссуры нажмите «ЗАПИСАТЬСЯ» и выберите удобный день и время бесплатного пробного занятия.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ КУРСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА»
Ульянов Глеб Кириллович - окончил с отличием Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, саунд-дизайнер в "SOBRANIE VIDEO PRODUCTION", преподаватель кафедры звукорежиссуры в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. |
|
Чабушкин Валентин Андреевич - окончил с отличием Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, старший преподаватель кафедры «Музыкальной звукорежиссуры и саунд-дизайна» Художественно-технического института «ВХУТЕИН». |
|
Черная Маргарита Юрьевна – заведующая кафедрой информационные технологии в музыкальной звукорежиссуре Художественно-технического института, кандидат педагогических наук, научный сотрудник РГПУ имени А.И. Герцена, лауреат Международных конкурсов электронной музыки. |